Съедобные поделки из бездражжевого теста.

Уверены, мало кто поймет, какое угощение его ожидает. Слово это забыто сегодня. А ведь так в старину называли пряники.
Издавна на Руси козули изготавливали в виде фигурок животных, птиц, грибов... Иногда это были целые скульптурные группы.

Секреты мастерства выпечки печенья и пряников копились веками и передавались из поколения в поколение. Сейчас лишь в некоторых уголках нашей страны сохранилось это ремесло. Один из таких уголков — Архангельская область. По старинным рецептам там катают козули, похожие на те, что изображены на рисунке 1. Почему катают? Давайте познакомимся.

Из пшеничной муки без дрожжей делают тесто. Это особенность технологии — ведь бездрожжевое изделие не теряет своих вкусовых качеств несколько лет. Тесто круто замешивают на черной патоке, которую приготавливают из жженого сахара. Сахарный песок разводят водой, полученный сироп доводят до кипения и на медленном огне держат до тех пор, пока сироп не примет темно-коричневый цвет. Затем в охлажденную до 70° патоку добавляют муку, мед, молотую корицу, гвоздику... Все тщательно перемешивают. Есть возможность — в смесь для аромата добавляют еще немного кедрового масла.

Потом приступают к разделке теста. Куски крутого, но пластичного месива прокатывают ладонями, обсыпанными мукой, и получают круглые катыши или жгуты. Из них на противне и выкладывают фигурки или узоры. Выпечку производят в духовом шкафу в течение 7—12 минут при температуре 210—220°.
Расписная козуля более трудоемка в изготовлении. Сначала тесто раскатывают скалкой в блин трехмиллиметровой толщины и большого диаметра. Затем специальными просечками (см. рис. 2) штампуются фигурки. Просечки проще всего сделать из полоски от пищевой жестяной банки, для прочности пропаянной оловом и снабженной ручкой.

Каждую фигурку расписывают красками, пользуясь беличьей кистью. Краски готовят из сахарного сиропа, небольшого количества яичного белка и природного красителя — соков свеклы, моркови, черноплодной рябины, заварки чая, кофе, какао. Все вместе взбивается до получения однородной массы.
На предварительно выровненную скалкой поверхность будущего изделия наносится тонкий слой сахарного сиропа — это тонирующий слой. В течение часа при температуре 60° его хорошенько просушивают.

Далее по нему делают роспись кистью, используя легкие мазки, как при росписи фарфора (см. рис. 3). Если надо выделить рисунок более рельефно, выпукло, пользуются пергаментным кулечком. Его заполняют краской и выдавливают крупными каплями.
Наконец изделие укладывают на противень. Выпечка проходит так же, как и катаных козуль, приглядывая за тем, чтобы тесто не подгорело. Подгорелые места счищают ножом.
  Вынув такой противень из духовки, вы получите прекрасное угощение, порадовав гостей исконно русским кулинарным искусством.

Материалы по теме раздела: "Рукоделия."