Выжигание - один из распространённых приёмов художественной отделки древесины, которым с давних пор пользуются народные умельцы.
Выжиганием занимаются и просто любители этого интересного дела. Особенно много радостных минут доставляет выжигание тому, кто хорошо овладел техникой выжигания.
Лучшим материалом для выжигания считается древесина с однородной, мелкопористой структурой. Этими качествами прежде всего обладает липа, а затем берёза. Липовая или берёзовая дощечка или фанера должна быть ровной, чистой, без сучков и трещин и обязательно сухой, иначе при выжигании она покоробится.
Дощечку или фанеру необходимо тщательно зачистить шкуркой. Делается это сначала крупнозернистой шкуркой, а затем мелкозернистой. Последний раз фанеру прошкуривают вдоль её волокон.
Рисунок на фанеру переводят с помощью копировальной бумаги и острозаточенного карандаша средней твёрдости (ТМ или Т), пользуясь там, где это необходимо, линейкой и циркулем. Альбомный лист и копировальную бумагу укрепляют двумя кнопками с одной стороны рисунка так, чтобы бумагу можно было время от времени приподнимать над фанерой и проверять правильность перевода. Если один и тот же рисунок требуется перевести несколько раз, то мы советуем перевести его сначала с альбомного листа на кальку, а уж с кальки — на фанеру. Такой способ сохранит рисунок на альбомном листе.
Выжигание производится с помощью электровыжигателя. Электровыжигатель заводского изготовления имеет в своём комплекте понижающий трансформатор, который подключается к электрической сети соответствующего напряжения (127 или 220 вольт). Игла электровыжигателя работает при напряжении от 2 до 4 вольт. Этот трансформатор может изменять напряжение и, таким образом, регулировать степень накала иглы. Наилучший режим работы выжигателя тот, при котором игла раскаляется до тёмно-вишнёвого цвета.
Работа с помощью выжигателя напоминает рисование мягким коричневым карандашом. В зависимости от положения иглы, степени её накала, силы нажима на фанеру образуются выжженные точки круглой или овальной формы различной глубины или линии также различной толщины и глубины. Водить иглой следует не торопясь, плавно, без особого нажима. Тонкую линию проводят при слабом накале иглы, еле касаясь поверхности фанеры. Толстую, сочную линию проводят при более сильном накале иглы, с большим нажимом на фанеру. Однако поначалу мы советуем и толстую линию проводить постепенно, не торопясь, увеличивая её толщину в несколько приёмов.
Во время работы под рукой необходимо иметь твёрдую опору. Сидеть следует прямо и дышать через нос. Фанера с переведённым на неё рисунком должна находиться под прямым углом к лучу зрения работающего. Время от времени надо проветривать помещение. Летом мы рекомендуем выжигать на открытом воздухе.
Пояснения к рисункам.
Предлагаем вам рисунки и чертежи, по которым можно изготовить и выжечь несколько декоративных настенных тарелочек. Все тарелочки, кроме большой, круглой, изготовляются из двух кусков фанеры. Картинка выпиливается из фанеры толщиной 1,5—2 мм, а рамка — из фанеры толщиной 4 мм. На листе, на котором дана тарелочка с изображением жирафа, показаны составные части тарелочки — картинка и рамка, а также её общий вид. Здесь же хорошо видно, что рисунок на картинке немного заходит за пунктирную линию, по которой рамка накладывается на картинку.
Продлить рисунок за пределы этой линии необходимо и на других картинках. Сделайте это, ребята, сами. Пунктирные линии на тарелочках показывают внешние размеры картинки, скрытые наложенной на них рамкой. Пунктирный кружочек показывает место крепления кольца, за которое тарелочка подвешивается на стену.
Тарелочки изготовляются следующим образом. На фанеру, окончательно зачищенную шкуркой, переведите рисунок. Мы не советуем вам переводить на фанеру мелкую штриховку и отдельные точки, а также рисунок, покрывающий рамку у «Рыбок». Нам кажется, такие детали проще сделать непосредственно при выжигании, без предварительной разметки. Картинку выпиливайте по внешнему контуру, а рамку — по внешнему и внутреннему контуру. Все рёбра зачищаются напильником и шкуркой. Внешние края у рамок «Жирафа», «Котёнка» и «Щенка» при помощи напильника и шкурки закруглите.
После этого рисунок аккуратно выжигайте. Глаза у всех животных, рыб и птиц, а также копытца и рожки у жирафа, тёмные полосы у рыбок и отверстие домика у собачки прожигайте точками. Тёмные части головок и тёмные полоски на груди у синичек прожигайте точками овальной формы, которые накладываются плотно друг к другу, без просветов (см. рисунок).
Рамка у «Синичек» выжигается и обрабатывается другим способом. Сначала обожгите на плите или при помощи раскалённого чугунного утюга всю внешнюю поверхность зачищенной фанеры до тёмно-коричневого цвета. Фанеру протирайте тряпкой до тех пор, пока её поверхность не перестанет пачкаться. Затем на обожжённую фанеру переведите контурные линии рамки, по которым она выпиливается. После этого зачистите рёбра. Далее при помощи острой полукруглой стамески шириной 5—7 мм сделайте произвольную выборку на обожжённой древесине вдоль волокон на глубину не более одного слоя фанеры. Рамка, обработанная таким способом (белые пятна), хорошо видна на рисунке.
Фон у картинок покройте масляной краской, которую следует развести на льняном масле с добавлением небольшого количества даммарного лака (для блеска) и сиккатива (для ускорения сушки). Цвет может быть ярким, но обязательно мягким, приятным для глаза. Когда краска высохнет, всю поверхность надо покрыть светлым масляным лаком. Отделка тарелочек будет ещё лучше, если у вас найдётся бесцветный нитролак. В этом случае всю поверхность изделия, ещё до окраски, покройте 4—6 раз этим лаком. Лакировать и красить в обратном порядке не следует, так как нитролак размывает масляную краску.
Если у вас не найдётся масляной краски поверхность можно покрасить анилиновыми или акварельными красками. После окраски изделие покрывается светлым спиртовым лаком.
Декоративные тарелочки хорошо будут выглядеть после выжигания и без последующей окраски. В таком случае тарелочки достаточно покрыть светлым спиртовым лаком.
После окраски и лакировки детали тарелочек склейте между собой. Сзади, на указанное пунктиром место, приклейте при помощи тесьмы металлическое колечко, как показано на рисунке.
Круглая тарелочка с изображением цветов состоит из трёх деталей: дна, на котором нарисованы крупные цветы, и двух накладок (см. чертежи). Первая накладка - широкая, а вторая - узкая, с цветным орнаментом. Дно и обе накладки выпиливаются из фанеры толщиной 4 мм, при этом дно и вторая накладка выпиливаются из одного куска фанеры. Толщину второй накладки надо довести до 3 мм. Для этого поверхность её с оборотной стороны стачивается шкуркой.
После выжигания, окраски и лакировки детали тарелочки склейте между собой таким образом, чтобы верхние слои волокон на этих деталях располагались в одном направлении. Сначала на дно наклейте первую накладку. На неё наклейте вторую накладку. С оборотной стороны тарелочки у дна и у первой накладки при помощи напильника и шкурки закруглите края. К дну тарелочки приклейте на тесьме металлическое колечко.
Эта тарелочка так же, как и предыдущие, хорошо выглядит и без окраски, только выжженная и покрытая лаком.
Рисунки для выжигания.
Материалы по теме раздела: "Рисунки, эскизы для выжигания и выпиливания."