Картина в доме — не такая уж большая редкость. С годами к ней привыкают. Может даже показаться, что ее почти перестают замечать, а ребенок, выросший под ее сенью, вообще воспринимает картину частью своего мира. Но стоит картину убрать и такая странная пустота вдруг возникает. Только очень малозначимая картина бывает просто декоративным пятном. Обычно смысл картины может меняться в зависимости от вашего настроения и состояния.
При беглом взгляде бросается в глаза яркое цветовое пятно, при многократном поглядывании (скажем, во время работы) она словно переговаривается с вами, а если вы вдруг почему-либо принимаетесь разглядывать ее долго и сосредоточенно, она вдруг открывает не замеченные раньше оттенки и нюансы.
Казалось бы, столько раз смотрели... а вот увидели только сейчас. Живопись многослойна не только по технике своего исполнения, но и по открывающимся слоям впечатлений. И вот теперь, когда картину почему-либо убрали, она вспоминается обычно большей по размеру, чем оставшийся след на стене.
Недаром сказано: «Картина знает больше своего творца». А попробуйте перевесить картину или (все-таки!) поменять раму. Как может преобразиться или, напротив, потеряться произведение живописи на новом месте и в новом обрамлении!
Если вы по каким-то причинам решили переустроить стены своего дома и создать для живописи новый контекст, то сначала внимательно оглядите свои картины ручной работы свежим взглядом, как будто видите их впервые. Оцените сохранность живописи (если возможно, посоветуйтесь с реставратором, не надо ли укрепить или почистить). Посмотрите, в каком состоянии рама, как смотрится картина на стене, какое ей выбрано место в квартире.
Иногда ваши желания не совпадают с теми условиями, в которых нуждается картина. Так, в частности, на картину не должен падать прямой солнечный свет - она от этого выгорает и портится. Более светлые и яркие работы лучше развешивать на боковых стенах в скользящих световых лучах, а темные поместить против окна или другого источника света, но не слишком близко к нему.
Если изображение построено по законам прямой перспективы, с глубоким иллюзорным пространством, картину желательно вешать на торцовой стене, чтобы рассматривать ее на расстоянии и иметь возможность медленно подходить к ней, открывая для себя все новые детали. Композиции плоскостные, с сильно подчеркнутым цветовым силуэтом и линейным контуром, с условным пространством — из тех, что мы называем декоративными, — можно размещать и на торцовых, и на боковых стенах.
В узких простенках не следует вешать удлиненные по горизонтали картины с панорамной композицией, так как они будут зрительно «распирать» отведенное им пространство.
В небольших промежутках (например, между окнами или на выступающем торце стены) прекрасно себя чувствуют картины овального формата, круглая (это называется «тондо»), квадратная или вытянутая по вертикали.
А над спинкой дивана, над тахтой, а также по верху мебельной стенки удлиненные по горизонтали полотна или панно будут смотреться вполне выигрышно.
Выбирая место для картины, проследите, чтобы она своим внутренним масштабом не противоречила окружающему пространству. Маленькие вещи с миниатюрными деталями обычно хорошо приживаются где угодно: их можно «подать», скорректировав впечатление с помощью рамы.
Соединение на стене нескольких картин, а тем паче совмещение живописи, гравюр, зеркал, каких-нибудь полок с декоративной пластикой — дело очень непростое. Если речь идет только о разнородной живописи, о развеске нескольких картин, можно использовать музейный строгий принцип или более сложную свободную композицию.
Музейный принцип — это развеска рядами с соблюдением единой линии уровня по горизонтали, которая может проходить по нижней кромке рам, — это самый простой вариант. Несколько сложнее уравновесить полотна, если ось проходит примерно посередине их высоты, а нижние края картин находятся на разных уровнях. Расстояния между рамами нужно соблюдать на глазок, но не делать их совсем одинаковыми. Между более спокойными по композиции и светлыми картинами промежутки могут быть меньше, чем между динамичными и темными.
При развеске рядами и группами надо стараться выдерживать зрительное равновесие. При развеске рядами картины надо предварительно сгруппировать по колориту, по темам и уже сложившейся группе искать место на стене. В центре группы совсем не обязательно помещать самую крупную картину.
Небольшая, но выразительная работа вполне может удерживать композицию стены. По бокам от нее могут разместиться два крупных холста или — один над другим — по два средних размеров. Если одна из трех картин крупная, а две другие поменьше, но разной величины, то крупную лучше повесить справа, а средние по размеру — слева, одну над другой. Более светлая картина, даже если она больше по площади, лучше будет смотреться сверху.
Старинные картины можно вешать с легким наклоном к зрителю, современные — плотно прилегающими к стене.
Однако нередко бывает, что сделанное вопреки правилам, по собственному наитию оказывается интереснее и динамичнее — быть может, вы что-то такое почувствовали в своих картинах, что не уложилось в стандартные рекомендации.
Материалы по теме раздела: "Строим дом своими руками."